Денационализация стала распространенной среди зажиточных городских армянских семей. Эти классы, которые постепенно теряют связь со своим национально-культурным сообществом, также теряют интерес к национальной жизни. Напротив, армянский сельский житель и рабочий ближе к своей национальности, и узы их инстинктивного сострадания к своему национальному сообществу сильнее.

Эта инстинктивная или интуитивная связь национального единства, которая не выражается сознательно, упускается из виду теми, кто определяет национальность как сознательный союз. Из-за этого их определение неверно с психологической точки зрения.
обществознание
Признавая, что как сознание, так и инстинкт составляют основу национального единства и солидарности, было бы точнее сказать, что психологическая связь нации основана на единстве духа. Под духом мы подразумеваем сочетание интеллекта, который наделен сознанием, и бессознательного инстинкта.

Поэтому мы рассматриваем нацию как независимый духовно-культурный коллектив, где общее культурное наследие, единая культурная деятельность и национальное творчество коллектива составляют основу национальности.

Великая духовно-культурная деятельность нации не имеет просто узконационального значения, но является важнейшим фактором человеческой жизни, и вместе с ее творениями становится достоянием всего человечества.

Тот, кто не принимает национально-культурную концепцию и ее позитивное значение, не сможет должным образом рассуждать о смысле национального существования. Само существование множества наций и языков превращается для таких людей в бессмысленную игру исторической эволюции. Если национальность считать недействительной формой, то можно сказать, что политика ассимиляции является законной, и неясно, как прогрессивные политические партии смогут поддержать требования национального развития и самоопределения, на которые они одновременно претендуют.
https://qpotok.ru/obshchestvoznanie/cht … t-ponyatie
Требования национального развития и самоопределения имеют оправданную основу только в том случае, если принимается позитивное значение нации вместе с огромной благотворной ролью ее культурных и духовных созидательных сил. В противном случае, нужно смириться с тем фактом, что нация, будучи лишенной позитивной сущности, является препятствием на пути культурной ассимиляции.

Мы признаем, что можем в определенном смысле говорить об универсальной человеческой культуре, однако мы должны иметь в виду, что культурное человечество - это не абстрактная, антинациональная идея, а историческое целое и совокупность, состоящая из культурных национальностей, ибо, как национальная группа состоит из индивидуумов, так и человечество состоит из отдельных наций.